Школа в ХХI веке

 

      По статистике, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями). Более того, в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем, наиболее многочисленная категория таких детей – это дети с нарушением интеллекта. Их особенность - стойкое нарушение познавательной деятельности, проявляющееся в недоразвитии способности отвлечения и обобщения. Оно является результатом органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития или в раннем периоде жизни ребенка. Причем наряду с нарушением познавательной деятельности у ребенка имеются также нарушения эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

           В настоящее время обучение и воспитание таких детей осуществляют специальные коррекционные школы VIII вида. ГБОУ "Валуйская  общеобразовательная школа – интернат №1" является одной из них. В нашем учебном заведении создана информационно-образовательная среда для обучения, воспитания и коррекции личности ребенка. Особое внимание в школе уделяется связи обучения с жизнью, трудовому, экологическому, нравственному, патриотическому воспитанию школьников, через возможности урока, внеклассной работы, различных видов общественно- полезного труда.

              За годы обучения в нашей школе интеллект детей значительно развивается, повышается их умственный уровень, расширяется кругозор, растут интересы, активность, самостоятельность. Старшеклассники осознают перспективы своей будущей самостоятельной жизни.

   Основные виды деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это игра, учение, труд. Учение для ребенка с нарушением интеллекта является основным общественно значимым видом деятельности. Но недоразвитие психики и таких свойств личности, как упорство, настойчивость, на первых порах пребывания ребенка в школе осложняет и затрудняет его учебную деятельность. Это обнаруживается особенно резко, если дети с ограниченными возможностями здоровья сначала попадают в массовую школу. Условия этой школы не только не способствуют развитию, а наоборот, задерживают его, часто травмируют ребенка, вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Это связано с интеллектуальной неполноценностью, невозможностью для него выполнить требования массовой школы, войти в ученический коллектив. Все эти трудности снимаются с переходом ребенка в специальную школу, где открываются благоприятные возможности для его успешной учебной деятельности и преодоления присущего ему дефекта.

               Поэтому, основным направлением своей деятельности ГБОУ «Валуйская  общеобразовательная школа - интернат №1» считает:

-коррекционную работу, цель которой исправление психических и физических отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

-обеспечение охраны и укрепление здоровья детей, которые заключаются, прежде всего, в воспитании здорового образа жизни, его мотивации к занятиям спортом, привитии чувства ответственности за своё здоровье;

- практическую направленность учебно-воспитательного процесса как средство социальной адаптации учащихся.

 

      Всю работу с детьми педагоги строят на основе знаний психологии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его возрастных особенностей. Тщательно отобранный материал, наглядные пособия, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальные планы обучения, разнообразные формы проведения уроков позволяют активизировать познавательную деятельность детей разного уровня подготовки. На уроках педагоги не только формируют знания, умения, навыки, но и эффективно решают коррекционные задачи. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности

          Особое место в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы отводится трудовой деятельности и урокам профессионально-трудового обучения. Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики ребенка с нарушением интеллекта. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают учащимся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. 

                В школе – интернате оборудованы  столярная и две швейные мастерские, кабинет социально-бытовой ориентировки, где учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками необходимыми в повседневной жизни и будущей профессии.

 

     Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом. Поэтому, формирование нравственных качеств должно происходить постепенно, начиная с более простого и понятного для ребенка.

       У учащихся младших классов мы стараемся сформировать чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдением режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту.

          У учащихся средних и старших классов делаем акцент на формирование чувства коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, лени. В этот период особенно важное значение уделяем воспитанию у мальчиков чувства уважения к девочкам, а у девочек чувства собственного достоинства и скромности. Стараемся воспитать у подростков чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.

              Задачи нравственного воспитания решаются через проведение индивидуальных бесед, классных часов, экскурсий, внеклассных занятий, встреч с интересными людьми города и района. В результате таких мероприятий ребенок получает богатые впечатления, у него формируется характер и мировоззрение, эмоциональные переживания и отзывчивость.

 

          Благодаря пребыванию в коррекционной школе воспитанники значительно продвигаются и в своем эстетическом развитии, хотя, конечно, и не достигают того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Под влиянием системы учебно-воспитательного воздействия у детей формируется способность чувствовать и оценивать прекрасное, а многие из них овладевают элементами художественного творчества.

           В процессе эстетического восприятия у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать и выделять прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.

         Систематическая организация и проведение в школе различных конкурсов, выставок, посещение воспитанниками музеев, храмов совершенствует и развивает эмоциональную сферу учащихся, корригирует дефекты психического и физического развития, формирует у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывает у детей сенсорную культуру, обогащает опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивает эстетический вкус.

         Школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу личности и общества. Поэтому конкретные задачи трудового воспитания в нашей школе далеко выходят за рамки только трудовой подготовки, которая осуществляется в процессе профессионального обучения.

       Задачи трудового воспитания для нас состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. Наряду с этим мы учим детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

          Самообслуживание - первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места - это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако, как показывает опыт, учащиеся коррекционной школы таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. В нашей школе самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, спальных комнат, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах) и сельскохозяйственными животными (старшие классы), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая участие в ремонтных работах (в старших классах), стирка мелких вещей и ремонт одежды - таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.

          Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках трудового обучения, социально-бытовой ориентировки.

         Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья детей – дело первостепенной важности и в нашей школе. По мере поступления детей в наше учебное заведение проводится обследование специалистами: психологом, логопедом, социальным педагогом, врачом, дефектологом. Результаты обследования заносятся в карты, где указываются заключения и даются рекомендации.

         Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

 

          Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей коррекционной школы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток не только на физическое развитие, но и на социализацию личности, на развитие познавательной и трудовой деятельности, социально-трудовую адаптацию по окончании школы. Поэтому образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются в школе одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики.

           Задачи коррекции решаются на уроках, внеклассных занятиях, специальных коррекционных логопедических занятиях, на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов, на занятиях лечебной физкультурой и ритмикой путем организации индивидуального подхода к учащемуся.

 

Воспитатель в школе VIII вида, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжает работу по исправлению речи воспитанников; вместе с медицинским работником и учителем осуществляет коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.

            В условиях нашей школы знания, полученные учащимися на уроке, закрепляются как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью игр, экскурсий, кинофильмов, внеклассного чтения. Мероприятия, проводимые во внеурочное время, не только содействуют закреплению усвоенных на уроке знаний, но могут и предварять урок, подготавливать учащихся к лучшему восприятию учебного материала (например, экскурсии по теме предстоящего занятия).

            Тесный контакт в работе учителей и воспитателей достигается в школе совместным планированием всей воспитательной работы в классе. При составлении плана учитываются особенности учащихся, планируется совместное ведение дневников наблюдений, определяются методы и формы этих наблюдений, в том числе посещения уроков воспитателем и посещение самоподготовки учителем; вырабатывается единое мнение, единые требования к воспитанникам при осуществлении индивидуального подхода, намечаются формы индивидуальной коррекционной работы.

            Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

              Практика работы школы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. На базе школы работают 12 различных кружков.

Мастер-класс для воспитателей
Мастер-класс для воспитателей

       Разнообразна  кружковая деятельность по музыкальному и хореографическому развитию учащихся. Свои достижения школьники демонстрируют в ходе проведения общешкольных праздников, встреч с ветеранами, выездов с концертными программами. Их опыт в различных смотрах, концертных программах показывает, что многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные воспитанники добиваются даже весьма значительных успехов.

     Целенаправленная работа педагогов ГБОУ «Валуйская  общеобразовательная школа – интернат №1» на результат позволяет добиться не только стопроцентной успеваемости и хорошего качества знаний, но и готовит воспитанников к самостоятельной жизни, труду и адаптации в социуме.

Контакт

Мы расположены по адресу:

Белгородская область

г. Валуйки,

ул. Тимирязева, дом 92

Телефон:

8 (47236) 3 - 14 - 49

Директор школы:

Мельник Лилия Васильевна

Телефон-факс: 8(47236)

3-03-41

 

Заместитель директора

Севостьянова Алина Юрьевна

8(47236) 3-14-49

Главный бухгалтер

Рубан Надежда Федоровна

8(47236) 3-31-84

Адрес электронной почты школы

        nada_val@mail.ru

Адрес электронной почты директора школы

liliya.melnik.1972@mail.ru